Летний дворец петра і

Содержание:

Потерянный и вновь обретенный дворец

Зимний дворец Петра I — здание, в котором смешаны разные архитектурные стили разных времен. Дело в том, что сегодня этот дворец — 600 м2 комнат, выполненных в стиле петровского барокко, внутри Эрмитажного театра, построенного для Екатерине Великой архитектором-классицистом Кваренги. Огромный фрагмент петровской эпохи нашелся в театре в конце XX века, во время реконструкции. С помощью архивных данных археологи смогли понять, что обнаружили тот самый дворец, в котором первый российский император прожил свои последние 5 лет и скончался. Это здание оказалось шестым из домов, сохранившихся в Петербурге со времен Петра.

Кваренги, строя Эрмитажный театр для Екатерины I, был очень стеснен во времени, поэтому он использовал дворец первого императора как готовый фундамент: старое здание засыпали, и установили столбы, поддерживающие сцену театра. Сейчас всё, сделанное при Екатерине, убрано, археологи раскрыли петровскую кладку, которая показана в помещениях дворца с помощью зондажей (фрагментов стен без штукатурки). Император, кстати, жил не в самом дворце, а в двухэтажном флигеле рядом, и он тоже очень хорошо сохранился.

Основную часть здания строил архитектор Горг-Иоганн Маттарнови, но во дворце есть и части, сделанные позже: галереи Парадного двора, которые строились под руководством Доминико Трезини в 1722—1723 годах, а также элементы, которые императрица Екатерина I приказала добавить уже после смерти Петра в 1725—1727 годах.

Маттарнови строил дворец по плану, который разработал сам Петр I. Рисунок царя сохранился и находится сейчас в Институте истории Академии наук. Петр очень любил море, и спроектировал свои покои в виде адмиральского блока на стопушечном корабле. «Малые палатки», как потом император назовет свой дворец, окружены с трех сторон водами Невы и Зимней канавки, что тоже придает сходство с морским судном. Наконец, все комнатки царя маленькие, как на корабле. Площадь — по 15−18 м2,отделаны они голландской плиткой и французским паркетом, которые, впрочем, сохраняют скромность интерьера. Это личное желание Петра Великого — он любил не большие роскошные залы, украшенные серебром и золотом, а именно такие компактные удобные помещения. Петр любил перенимать все новые европейские достижения, поэтому его дворец был оснащен центральным отоплением вместо печного, и функционирующие печи находились только в проходной галерее и чулане истопника, а не в каждой комнате. Помимо этого, в покоях императора был водопровод с горячей и холодной водой, подававшейся по свинцовым трубам.

«Медный всадник»

Сенатская площадь

Самый знаменитый памятник Петру I – это, конечно же, «Медный всадник». Хотя скульптура бронзовая, такое название закрепилось благодаря поэме А. С. Пушкина. Для работы над монументом Екатерина II пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. По его признанию, голова императора ему не удавалась, и ее автором стала ученица Фальконе М. Колло. Первый скульптурный монумент России работы был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, – гениальная находка Фальконе. Постаментом скульптуре служит цельный «Гром-камень», найденный в Лахте и доставленный в Санкт-Петербург по Финскому заливу и Неве на специально построенном судне. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках  – «ПЕТРУ ПЕРЬВОМУ / ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ / лѣта 1782» и «PETRO PRIMO / CATHARINA SECUNDA / MDCCLXXXII» выполнена по тексту, редактированному самой императрицей.

Судьба монумента, являющегося одним из символов Санкт-Петербурга, неотделима от истории города. В 1803, 1903 и 2003 годах рядом с памятником проходили церемонии, связанные с юбилеями города. «Медный всадник» «видел» восстание декабристов на Сенатской площади. В годы героической обороны Ленинграда памятник был бережно укрыт. Накануне 300-летия Санкт-Петербурга памятник был полностью отреставрирован.

Бюст у Домика Петра I

Петровская наб., д. 6

Открытие памятника Петру I у первой царской резиденции состоялось 30 августа 1875 г., когда минуло 150 лет после смерти императора. Памятник стоит в сквере, устроенном между Домиком и набережной Невы. Бронзовый бюст покоится на высоком прямоугольном постаменте красного гранита. Чугунная ограда сквера с вензелями Петра, двуглавыми орлами на угловых столбиках и позолоченными копьями сооружена в 1871-1875 гг. Расходы по изготовлению бюста и ограды взял на себя известный лесопромышленник И. Ф. Громов.Автор памятника неизвестен. Однако на основании анализа композиции можно с уверенностью предположить, что бронзовая отливка сделана по модели мраморного бюста Петра I, созданного в 1760-е годы скульптором Н. Ф. Жилле. Бюст работы Жилле в свою очередь является упрощённой вариацией известного парадного бюста Петра, выполненного в 1723-1729 гг. Б. К. Растрелли (находится в Государственном Эрмитаже). Пётр изображён в латах, с орденской лентой через плечо, кружевным шарфом на шее, с горделиво поднятой открытой головой.

Бюст на фасаде Нахимовского училища

Петроградская наб., д. 2-4

Нахимовское училище занимает здание, построенное для Городского училищного дома им. Петра Великого в 1909–1912 гг. по проекту архитектора А. И. Дмитриева. Училищный дом задумывался как своего рода памятник основателю города. Его открытие 30 мая 1912 г. было приурочено к 240 годовщине со дня рождения Петра. Мемориальный характер здания подчеркнут широким использованием стилевых приемов «петровского барокко»: живописный силуэт фигурных крыш с лёгким шпилем-мачтой, рустованные лопатки и пилястры, окна с мелкой расстекловкой.

Над входом, на уровне третьего этажа, в нише помещён бронзовый бюст Петра I в латах и мантии, отороченной горностаем. Бюст, выполненный по эскизам А. Н. Бенуа скульптором В. В. Кузнецовым, был отлит в мастерской художественной бронзы В. З. Гаврилова. Ниша обрамлена пышным рельефным декором с картушем, на котором написано: «Отцу Отечества». В тимпане фронтона – горельефная композиция с вензелем Петра I под короной и фигурами юношей, поддерживающих ниспадающую львиную шкуру, на фоне которой помещены часы.

Архитектура

Летний дворец – одна из самых старых построек Петербурга. Здание выполнено в стиле Петровского барокко. У дворца строгое обличье, высокая крыша с четырьмя скатами. Пропорции четкие, множество окон, под кровлей – барельефы и лепной фриз – явное стилистическое выражение барокко. Водостоки выполнены в виде крылатых драконов, а для разделения этажей использованы 29 барельефов. Они представляют собой сцены древней мифологии. Иносказательно барельефы повествуют о Северной войне. Декор четырех фасадов выполнен фризом.

Вход во дворец украшает римская богиня мудрости Минерва, окруженная боевыми трофеями и победоносными знаменами. Морская тема прослеживается на фасадах. Здесь можно рассмотреть тритонов, нереид, морских коней-гиппокампов с рыбьими хвостами в чешуе. Также фигуры древнейших божеств и героев, дельфинов – как символов морского спокойствия, которые охраняют дворец. А крыша летней резиденции увенчана флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца, защитника древнерусского воинства.

nwspb

ya_gusarova_

victoriaspb.ru

spbtoday_

deti_tur

angrybird_anastasia_rus

sdv_spb

vvelesov

imagine.city

Архитекторы и создатели дворца

Автором и проектировщиком Летнего дворца является Доменико Трезини. Главный архитектор и скульптор, выдающийся немец Андреас Шлютер занимался фасадами и внутренней отделкой дворца. Недалеко от резиденции, на набережной Фонтанки он также начал возводить грот. Закончили возведение грота после кончины Шлютера Маттарнови и Микетти.

Реконструкция

Летний дворец Петра I пострадал в ходе Великой отечественной войны. Осколки снарядов сильно повредили крышу, в комнатах с потолков посыпалась штукатурка, пострадали рамы и фасады. В 1946 году, почти сразу после войны была проведена быстрая косметическая реставрация. Однако, уже в 1947 году работа музея продолжилась.

Полное восстановление дворца проводилось в 1950-1960 годах. Вернули первоначальный вид резиденции, заменили полы и изменили отопительную систему. Стены вновь обили тканью, рисунок плафонов и лепка были также восстановлены.

В 2015–2017 годах во дворце проходила комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе работ в Летнем дворце была восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особенности архитектуры, чем примечателен Зимний дворец

1084 комнаты, 117 лестниц, длина фасада 210 метров со стороны Невы и 175 метров сос троны Адмиралтейства – это все Зимний. Долгое время он оставался самый высоким зданием в Санкт-Петербурге: согласно указу Николая Первого в столице того времени нельзя было строить дома выше 23,5 метров а именно такова высота Зимнего дворца от фундамента до крыши).

Фасад музея

Это огромный, пышный дворец, состоящий из четырех флигелей. Шикарная отделка помещений и характерный ландшафтный дизайн прилегающих садов и парков, многочисленные каналы и фонтаны – все это великолепие сейчас доступно для посещения.

Фонтан

Несколько интересных фактов об архитектуре Зимнего дворца, которые вы наверняка не знали:

  • после пожара 1812 года во дворце пришлось полностью восстанавливать крышу, для чего впервые в строительстве массово использовали железные конструкции. Железные стропильные фермы и балки были изготовлены Александровским заводом только при помощи ковки и литья;
  • большинство стен дворца сохранились еще со времен Растрелли;
  • во 19 веке здание отапливалось уникальной системой: печи располагались в подвалах, а в жилые комнаты попадал только чистый нагретый воздух (праобраз современной системы кондиционирования);
  • в Зимнем дворце была канализация – Растрелли предусмотрел коллектор, который перенаправлял нечистоты в Неву. Это решение было весьма необычным для той эпохи;
  • сегодняшняя цветовая гамма дворца неоригинальная. Изначально стены Эрмитажа были окрашены в теплый оттенок охры, затем – меняет оттенки на красный, позднее терракотовый. Тот цвет, который мы знаем, был установлен в 1945-1947 годах. Историки, к слову, настаивают на возвращении оригинального цвета фасада, который будет полностью соответствовать замыслу архитектора;
  • металлические вазы под карнизом здания изначально были каменными.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.

Интерьер Летнего дворца

На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.

В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.

Столовая

Нижняя поварня

Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.

Токарня

Токарные станки Петра I

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.

Спальня Петра I

Тронная

Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.

Зелёный кабинет

Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).

Кабинет Петра I

Кабинет Петра I

Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.

В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.

Приемная Екатерины I

Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.

Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.

Скульптурная группа «Петр I целует малолетнего короля Людовика XV»

Петергоф, Нижний парк

Первоначальная установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует малолетнего короля Людовика XV» была приурочена к визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ в мае 1902 г. Тогда было сочтено уместным напомнить о поездке Петра I в 1717 г. в Париж, где царь пробыл с 26 апреля по 9 июня. Людовику XV в это время было всего семь лет.

29 апреля Людовик XV нанёс визит царю, остановившемуся в особняке Ледигьер. По словам герцога Сен-Симона, «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует…». На следующий день состоялся ответный визит. Король встретил царя у лестницы дворца Тюильри, поднимаясь по которой, Петр снова взял мальчика на руки. По легенде, царь при этом сказал: «Всю Францию на себе несу».

Скульптура, изображающая царя с малолетним королем Франции на руках, была показана скульптором Л. А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 г. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 г. была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В 1920-е гг. памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны уничтожен.

К 300-летию Петергофа было решено восстановить памятник. Моделирование для отливки в бронзе проводилось по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели скульптором Н. А. Карлыхановым. Памятник установлен на гранитном постаменте в западной части Нижнего парка, вблизи дворца «Марли».

Памятник в Петергофе

Петергоф, Нижний парк

Бронзовая скульптура Петра I в полный на высоком профилированном гранитном постаменте установлена на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей Нижнего парка. Пётр в униформе Преображенского полка, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, с палашом в ножнах у левого бока, в треуголке и ботфортах стоит в полный рост. Правая нога выступает вперёд, в левой руке зажата подзорная труба, откинутая правая рука опирается на трость. Голова гордо поднята.

Первоначально в 1872 г. скульптор М. М Антокольский создал гипсовую скульптуру Петра I, предназначенную для Политехнической выставки в Москве, приуроченной к 200-й годовщине со дня рождения первого российского императора. Скульптура приобрела значение своего рода канонического изображения Петра I. По этой модели был сделан ряд бронзовых отливок, использованных для памятников в Санкт-Петербурге, в Таганроге, Шлиссельбурге, а также в Архангельске, где установлена уменьшенная копия памятника.

Петергофский Петр был первым в этом ряду. В марте 1884 г. в Петергоф был доставлен постамент из финского гранита. Работами по сооружению памятника руководил архитектор Э. Л. Ган. Памятник был открыт 8 мая 1884 года.

В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена немецкими оккупантами. Новая отливка по авторской модели произведена в 1957 году. В том же году памятник был восстановлен.

Памятник у Михайловского замка

Кленовая аллея

Стоящий перед Михайловским замком памятник Петру I мог бы стать первым в России. Работу над конным монументом, подражающим триумфальным памятникам древних римлян, скульптор Карло Бартоломео Растрелли начал в 1716 г. Через год была отлита небольшая модель, которую по царскому приказ отослали в парижскую Академию надписей и изящной словесности для составления латинского текста на постаменте. В гипсе модель была отлита в 1724 г., однако император скончался, не сделав относительно скульптуры никаких распоряжений. Отливка в бронзе была проведена в 1747 г. под наблюдением Франческо Бартоломео Растрелли, сына скульптора, мастером А. Мартелли, который до 1755 г. продолжал чеканку, отличающуюся большой тщательностью. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет.

Екатерине II памятник не понравился, и она заказала Этьену Фальконе другой. Лишь Павел I вспомнил о скульптуре и нашел для нее подходящее место — площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком, где в 1800 г. и установили памятник.

Проекты постамента разрабатывали архитекторы А. Н. Воронихин, В. Бренна и Ф. И. Волков. Надпись на постаменте «Прадѣду / Правнукъ / 1800», вероятно, была сочинена самим императором. Бронзовые рельефы по сторонам памятника – «Полтавская баталия» и «Взятие фрегатов при Гангуте» –  выполнены скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Моисеевым.

Во время Великой Отечественной войны снятую с постамента статую спрятали в вырытом рядом котловане. В 1989-1990 гг. была проведена реставрация монумента.

Памятник «Основателю Сестрорецка»

Сестрорецк, пл. Свободы

20 сентября 1714 г. Пётр I обследовал отвоёванный у Швеции северный берег Финского залива

Внимание царя привлекла красивая дубрава, расположенная неподалеку от устья реки Сестры, и он распорядился построить там дворец, а рядом разбить сад. Эта дата считается днём рождения города Сестрорецка

От царской резиденция до наших дней дошла лишь планировка парка, создававшегося в 1719-1725 гг. рядом с дворцом. В 1721 г. по указанию Петра выше по течению Сестры начали строить Оружейный завод, который в 1727 г. переоборудовали для выпуска металлорежущих и измерительных приборов. Рядом с заводом выросло поселение, давшее начало городу, а основанное Петром предприятие работает по сей день.

Бронзовый бюст Петра I установлен в сквере у здания городской администрации, которой принадлежала инициатива создания памятника. Его авторы – скульптор Б. А. Петров и архитектор В. С. Васильковский. На гранитном постаменте вырублена надпись: «Петру / Великому / основателю /Сестрорецка». Открытие памятника состоялось 10 сентября 2000 г. В год 300-летия основания города сквер, где стоит бюст, получил имя Петра Великого.

Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца

Начало истории Эрмитажа уходит в далёкий 1754 год, когда дочь Петра I императрица Елизавета Петровна решила построить себе резиденцию для зимнего пребывания — Зимний дворец.

Елизавета Петровна, императрица Российская 1741 — 1761 гг., начала строительство Зимнего дворца

Императрица выкупила уже занятые к тому времени земли на набережной Невы. Изначально в её планах было построить внушительную по величие и роскоши резиденцию, чтобы показать всему миру мощь и величие Российской империи, ведь именно её отец, Пётр I приложил к этому не мало сил.

На строительство было выделена внушительная по тем временам сумма в 900 тысяч рублей и нанят достойный архитектор Франческо Растрелли.

Елизавета не успела завершить строительство, скончавшись в 1761 году. Пётр III правил недолго и ему было не до дворцов. Строительство завершила Екатерина II и она же основала там Эрмитаж.

Екатерина II, императрица 1762 — 1796, основала коллекцию Эрмитажа

Эрмитаж — это французское слово, которое означает «приют отшельника». Мода пришла из Франции, где «их высочества» любили уединяться и предаваться духовным размышлениям созерцая предметы искусства. Так и Екатерина II любила в одиночестве прогуливаться среди картин.

Первую коллекцию она получила в качестве погашения долга от некого господина Гоцковского. Далее вошла в азарт и коллекция разрасталась. Первоначально доступ в Эрмитаж был открыт только для высоких гостей.

При Екатерине II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, открыт Эрмитажный театр, и в целом ансамбль эрмитажных зданий приобрёл тот самый вид, который мы видим сейчас.

При Николае I коллекция разрослась до таких размеров, что пришлось выделять для неё дополнительные здания. Тогда же и был открыт свободный доступ в Эрмитаж для лиц дворянского происхождения — частью его политики было создание «публичного музеума». А до этого, даже сам А.С. Пушкин долгое время не мог туда попасть. Лишь благодаря его другу Василию Жуковскому он получил от Никола I пожизненный пропуск.

Николай I, российский император 1825 — 1855 сделал доступ в Эрмитаж публичным

В Первую мировую войну в Зимнем дворце располагался госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Эрмитаж и Зимний дворец по приказу наркома просвещения Луначарского были объявлены государственным музеем.

В годы блокады многие экспонаты Эрмитажа были эвакуированы на восток в Свердловскую область и вернулись на своё место 1945 году.

За период после революции коллекция Эрмитажа увеличилось более чем в 4 раза.

Бюст у здания Петроградской районной администрации

Большая Монетная ул., д. 19

Памятник Петру I установлен у здания Петроградской районной администрации 16 мая 2003 г. – к 300-летию Санкт-Петербурга. Первоначально в 1994 г. его установили у стадиона «Петровский», однако в следующем году голову Петра похитили, правда, вскоре нашли и передали в районную администрацию.

Бронзовая голова Петра I, соединённая с фрагментом нагрудника, покоится на узком квадратном в плане постаменте из гранита. На бронзовой табличке – лаконичная надпись: «Петру I – 2003». Авторы памятника – скульптор В. Э. Горевой и архитектор Ж. М. Вержбицкий.

Петроградский район ведёт свою историю со времени основания города. Его территорию составляют семь островов дельты Невы, их современные названия: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. 16 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, которая с постройкой собора апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. Старейшей площадью города является Троицкая, расположенная на Петроградском острове, названная по церкви, построенной в 1710-х гг. Храм не сохранился, но в память о нём на площади сооружена Троицкая часовня. Площадь была первым административным, торговым и духовным центром города – там находился Сенат, Синод, коллегии, торговый рынок.

Столовая

Столовая — это достаточно большая, нарядная комната, оклеенная малиновыми обоями. Контраст белого цвета придает помещению парадность и торжественность. В столовой можно увидеть китайский фарфор, зеркала в нарядных рамах и картины, выполненные с использованием морских раковин. Для отопления в столовой установлены камин и голландская печь.

Пётр хотел, чтобы россияне полюбили камины, но они так и не прижились в России, поскольку были неэкономичны, съедали много дров, а тепла давали мало. Голландские же печи строились во дворцах на протяжении всего XVIII века. Их украшали изразцами или картами, как их тогда называли, которые сначала покупали в Голландии, а потом стали выпускать в России.

Главное место в столовой занимает стол, накрытый для чая и кофе на шесть персон. На чашечках и других предметах сервиза — узор французского художника Антуана Ватто. В центре — фарфоровая ваза с цветами, подсвечник с человеческими фигурками и даже птички на подставках. Все эти предметы выполнены Мейсенской мануфактурой в городе Мейсене в Саксонии. На отдельном столике — самодельный самовар, а рядом с ним под колпаком на подносе — дорожная чашка, принадлежавшая Екатерине.

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Презентация на тему: » Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле.» — Транскрипт:

1

Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт- Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами.

2

Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

3

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.

4

В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма

5

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец

6

Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император

7

Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом

8

Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

9

Четвертый (временный) зимний дворец Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).

10

Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

11

Зимний дворец

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

История «речных палат»

Проект петровских «малых палаток», как называл их сам хозяин, был разработан немецким архитектором Георгом Иоганном Маттарнови при личном участии императора в 1715 г. Новая резиденция не отличалась величием залов или пышностью убранства, однако в каждом предмете сказывались добротность и практичность, высоко ценимые государём.

С 1719 г. на место скончавшегося Маттарнови приходит архитектор Николай Фёдорович Гербель. Прежний Зимний дворец, напоминающий о бюргерских жилищах, фактически становится восточным крылом обновлённых «малых палат». Помимо жилых помещений в акватории нового канала «Зимней Канавки» и на территории, прилегающей ко дворцу, проектируют гаванец (небольшую гавань для знаменитого Ботика) и эллинг.

Здание Зимнего дворца Петра Великого закладывает основы ансамблевого зодчества, воцарившегося в Петербурге на следующие несколько десятков лет. 24 ноября 1723 г. по случаю окончания строительства Пётр I устраивает торжественную ассамблею с фейерверком.

Сам император с 1720 г. живёт и работает в комнатах Зимнего дворца. Здесь же он встретит смерть в 1725 г.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невская парадная анфилада

Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Восточная анфилада

Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector